19 июня в Выставочном зале Союза художников России в Москве состоялось открытие выставки известного скульптора, члена Союза художников СССР, члена Союза художников России Татьяны Сергеевны Савватеевой. Поздравить Татьяну Сергеевну, творческий и жизненный путь которой связан с кимрской землей, прибыла делегация из Кимрского района в составе Самсоновой Евгении Александровны, Ветерана Труда, жительницы блокадного Ленинграда, заместителя директора Центра прикладного и художественного творчества Кимрского района Юлии Непеляк и заведующей отделом выставочной деятельности Центра прикладного и художественного творчества Кимрского района Елены Войновой. Юлия Непеляк  поздравила Татьяну Сергеевну с успешной выставкой и вручила поздравительный адрес от Главы Кимрского района Ирины Николаевны Мироновой.   

Поздравить скульптора с открытием долгожданной выставки собрались родные, друзья, поклонники таланта, коллеги по цеху, которые с нежностью называют её просто «Таня», восхищаются её незаурядным талантом, безграничной жизненной энергией, искренностью, честностью в каждом деле, которым она занимается. Нескрываемый восторг зрителей вызывает и способность Татьяны Савватеевой в такой сложной, «неженской» профессии работать с любым материалом, будь то камень, дерево, керамика, медь. Оказывается, секрет прост – Татьяна Сергеевна всю жизнь занимается любимым делом и, как она призналась, не представляет свою жизнь без скульптуры. И правда, она заряжается от творчества, как от батарейки. Не смотря на серьёзную дату в паспорте, 83 года, у этой прекрасной женщины молодые, светящиеся глаза. А ещё, Татьяна Сергеевна умный, интеллигентный человек и прекрасный собеседник. 

 

- Татьяна Сергеевна, скажите, как Вы выбрали такую сложную и интересную профессию?

-   Я благодарна своей судьбе, что она дала мне в руки дело, которым я не устаю заниматься, которым я хочу заниматься, сколько смогу. Я с детства любила лошадей, собак. Я их лепила, рисовала. А мама давала мне свои золотые цепочки, чтобы их привязывать и запрягать. Я благодарна моей маме, которая увидела во мне склонность к скульптуре и направила меня в Кишиневское художественное училище. А когда вскоре мамы не стало, не смотря на то, что я осталась старшей с пятью братьями и сёстрами, забота о которых легла на мои плечи, я продолжила учёбу в Московском художественно-промышленном училище имени Калинина. А после его окончания я поступила в Суриковское художественное училище. Я твёрдо понимала, что должна учиться. Мне это было необходимо, не смотря на жизненные трудности.

- Расскажите, пожалуйста, об учителях, которые причастны к Вашему становлению в профессии?

- Я благодарна своим учителям. В первую очередь  А.А. Древину, оставившему после себя целую школу скульпторов. Именно он позволил нам почувствовать скульптуру. Конечно же, А. К. Комову, Д.П. Шварцу, Д. Д. Жилинскому. Сам Суриковский институт заложил в нас определённое развитие. И сегодня я не ушла в степь современности. Мне нравится то, что я делаю. А делаю я только то, что чувствую.

- Татьяна Сергеевна, как Вы выбираете себе модель. Как понимаете, что хотите запечатлеть человека?

- Это всегда происходит случайно. Например, Евгению Александровну Самсонову я встретила в Кимрах. Меня поразила её активная позиция, её характер. Именно поэтому я захотела сделать её портрет. Так вот всегда и бывает, что-то должно зацепить.

- А что ещё вдохновляет Вас на творчество? 

- Я много где была. Жила в Молдавии, на Дальнем Востоке. У меня много впечатлений детства, которые до сих пор меня не отпускают. Я люблю животных – лошадей, собак. Да и просто работа доставляет мне удовольствие. Я не представляю как бы я жила без неё.

- Татьяна Сергеевна, Вы прожили интересную, насыщенную творческую жизнь. Вам есть что сказать молодым художникам, которые только начинают свой творческий путь. Какое Ваше напутствие им?  

- Я хочу пожелать современным художникам поменьше гнаться за модой, внешней современностью. Уже второй век существует новое искусство. Люди всё пытаются удивить друг друга, «выпендриться», а «король то всё равно голый»! Искусство должно прежде всего задевать чувства. Традиционная школа всем понятна и близка. И поэтому она не погибнет. А сегодня мы видим погоню за формой. А зачем за ней гнаться? Мы живём в этом мире. Нужно руководствоваться чувствами, а не модой. Ведь если художник ничего не чувствует, то и зрителя он не затронет. Сегодня в культуре мы видим большой упадок. Всё заполнила массовая субкультура. А зрителя нужно воспитывать на качественном, классическом искусстве. Нужно не изменять себе и помнить, что в жизни главные истины – это искренность и доброта. Это вечные ценности. Если их не будет, не будет и нас. Сегодня мир погряз в агрессии, жестокости. Меня это очень тревожит. А хочется, чтобы люди просто спокойно жили, чувствовали жизнь. 

- А как Вы видите призвание искусства сегодня, чтобы изменить мир к лучшему?

- Художникам необходимо не гоняться за внешней оболочкой. Главное – то, что внутри. Я очень люблю русское искусство. Русскую архитектуру, русский север, избы. Весь быт был тогда пронизан добром и общением человеческим. И люди жили по другому. Нам этого сегодня очень не хватает. 

Подготовила Юлия Непеляк